Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Сегодня «городских сталкеров» и просто любителей истории Киева привлекают железобетонные «памятники» Второй мировой войны – ДОТы Киевского укрепрайона

Еще в 1928 году в СССР началось сооружение фортификационной линии обороны – так называемая «Линия Сталина». Специальные укрепительные районы пролегали от Карельского перешейка до берегов Черного моря. При этом наибольшим считался именно Киевский укрепрайон (КиУР), растянувшийся почти на 85 км с севера на юг и охвативший Киев полукольцом вдоль правого берега Днепра. Глубина оборонительной полосы достигала 5 км.

Киевский укрперайон был создан в 1928-1937 гг. Внутри этой оборонительной линии вырыли около 30 км противотанковых рвов, построили 750 дотов, заложили 15 км минных полей. Также было построено 217 ДОТов (долговременные огневые точки).

Именно южный укрперайон с июля по 19 сентября 1941 года (дата, когда немцы вошли в Киев) служил основой обороны украинской столицы. Однако ДОТы и минные поля так и не смогли удержать наступление оккупантов, которые обошли линию обороны и ударили с тыла.

ДОТы Киевского укрепрайона: Как добраться и отыскать

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Конечно, большая часть огневых точек разрушена и представляет собой груды бетона и ржавого металла. И все же чуть больше 80 ДОТов находятся в более-менее нормальном состоянии.

При этом расположены они вокруг Киева и добраться до них труда не составит.

Кроме того, в свободном доступе можно найти карты Киевского укрепрайона. Правда, очень часто исследователи пользуются разной нумерацией ДОТов.

Силами добровольцев некоторые ДОТы отреставрировали и сделали из них мини-музеи. К примеру, реконструкцией огневых точек за свой счет занимается киевский историко-патриотический клуб «Поиск». Однако оставшиеся сооружения линии обороны Киева не украшают собой путеводители. Да и многие киевляне не знают о их существовании.

Бывалые «ходоки» по интересным местам Киева советуют пользоваться картой, составленной в 2004 году все той же командой «Пошук» — она считается наиболее детальной.

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Также следует отметить, что некоторые ДОТы отыскать будет сложно – возле них нет никаких указателей. Поэтому исследователи советуют воспользоваться картой с координатами каждой отдельной огневой точки. Так, есть достаточно подробная карта с координатами, просмотреть которую можно здесь (ДОТы отмечены как Pillbox).

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Один из наиболее популярных маршрутов (на его пути можно рассмотреть много хорошо сохранившихся ДОТов) – от села Вита-Почтовая до Ходосовки.

Открывает познавательную прогулку пулеметный ДОТ №181 (координаты), построенный в 1929-1930 годах. Он имеет статус мемориала. Однако сильно разрушен и, если честно, не впечатляет. Поэтому лучше здесь не останавливаться, а ехать сразу в Виту-Почтовую к ДОТу №180 (координаты).

Сегодня в бывшей огневой точке №180 расположен музей. А когда-то один из местных жителей обустроил здесь погреб.

За музеем ухаживает Ветеран вооруженных сил Токарь Анатолий Александрович, который проживает в Вите-Почтовой, и с 10:00 до 19:00 может провести небольшую экскурсию по огневой точке. Номер телефона Анатолия указан на двери ДОТа.

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Толщина стен железобетонных ДОТов достигала 150 сантиметров. Наиболее распространенными были одноэтажные трехамбразурные ДОТы типа «М» (малые), предназначенные для ведения фронтального огня. Из-за небольшого размера такого ДОТа гарнизон (составлял 5-16 человек во главе с лейтенантом) мог находится в нем только во время боя: здесь не было жилого помещения, да и больших запасов боеприпасов тоже.

Еще один тип ДОТов – тип «Б» (большие). Здесь уже могло разместить несколько боевых казематов, а на нижнем подземном этаже размещались склады оружия, провизии.

Для ведения бокового огня строились 1-2 пулеметные ДОТы, по своей конструкции – капониры и полукапониры.

В большинстве ДОТов была своя автономная система водоснабжения (артезианские скважины). Гарнизоны в таких боевых точках должны были удерживать свой рубеж в течение 7-10 дней. Ожидалось, что за это время к бойцам успеет подойти резерв, усилить оборону и начать наступление.

ДОТ №211 – «Здесь в 1941 году стояли на смерть воины-артиллеристы младшего лейтенанта А.М. Федорака»

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Находится в пешей доступности от 180-го ДОТа.

Здесь следует отметить, что на некоторых картах 211-й ДОТ (координаты) отмечают под номером 179 или 100.  Хотя в действительности 179-й расположен по другую сторону от трассы. Почему возникла такая путаница? Скорее всего, причина банальна – некоторые исследователи перепутали левую сторону с правой.   

211-й построен по индивидуальному проекту в 1930 году. Кстати, по индивидуальным проектам было построено четыре ДОТа типа «Мина», которые представляли собой группу дотов, соединенных между собой подземными галереями.

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

ДОТ №211 имеет три входа и многие «любители приключений», вооружившись фонариками, могут спокойно лазить по этим проходам.

Один из входов находится в метрах ста от моста через трассу и поворота на село Круглик. Ориентир – скульптура из артиллерийских снарядов.

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

ДОТ имеет разветвленную систему тоннелей и лазов протяженностью 227 м, глубиной залегания — 7 м.

Огневая точка была рассчитана на 11 человек гарнизона ДВС и 35 человек личного состава наблюдательного пункта. В 1941 году во время наступления немецких войск на Киев ДОТ удерживал этот рубеж 73 дня.

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Многим ДОТам был присущ ряд существенных недостатков. Так, амбразуры ДОТов имели достаточно примитивное устройство и не могли защитить гарнизоны при обстреле из автоматического оружия или огнеметов. Толщина бронезаслонок оказалась недостаточной, чтобы выдержать попадание 37-мм бронебойного снаряда. Заслонки бронеколпаков имели слабое крепление. Толщина выступления направляющей составляла всего 30 мм, поэтому при прямом попадании бронезаслонками выбивало вместе с направляющей.

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Кроме того, большинство ДОТов были лишены возможности кругового обстрела, в связи с чем поддержать контратаку при захвате противником участки обороны было сложно, последний мог обойти ДОТ с фланга.

Эффективность огня на близких дистанциях значительно падала из-за отсутствия надлежащего осмотра. Как результат, саперы противника практически без проблем могли вплотную подойти к огневой точке.

К сожалению, многие ДОТы стали братскими могилами, а не надежными местами защиты.

ДОТ №179/178

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Посмотрев 211 ДОТ, переходим мост и идем в сторону Круглика. В пешей доступности (буквально 10 минут) находится 179-й ДОТ (координаты).

И вновь неточности нумерации. На табличке рядом указано, что это ДОТ №178. При этом на многих картах Киевского укрепрайона видим, что 178 дот полностью разрушен, а вот 179 – цел.

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Просмотрев эти ДОТы, возвращайтесь к трассе и садитесь на маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Если у вас есть свободное время и сильное желание прогуляться, можно отправиться в путь пешком и посмотреть по дороге еще несколько ДОТов. Однако следует предупредить, что особо интересных огневых точек на этом отрезке пути не будет – многие из них разбомблены, поросли бурьяном или превратились в несанкционированные мусорные свалки.

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Пулеметный 3-амбразурный ДОТ №151 (тип «М1») — встроен в Змиевый вал

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

А вот в Круглике рядом со Скифским городищем расположен еще один хорошо сохранившийся ДОТ №151 (координаты). Тип «М1» — маленький, защита 1 — выдерживает прямое попадание 203 мм гаубицы или 152мм пушки.

Кстати, Змиевы валы — народное название древних (предположительно со II в до н. э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева.

Виадук, недостроенный железнодорожный мост 

Двигаясь в сторону Кременища (находится рядом с Кругликом), можно увидеть опоры старого каменного виадука (координаты).

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Здесь должны были пересекаться две железные дороги. Одна, шедшая вдоль КиУРа, другая – от урочища Серяков от тоннеля «сталинского метро» у южного Пирогова. В 1939 году КиУР «законсервировали». А остатки виадука остались, под ним должна была проходить ветка железной дороги «сталинского метро» в южном направлении.

Единственный сохранившийся цельнометаллический ДОТ №131 

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Многие ДОТы представляют собой стандартные железобетонные сооружения. Правда, система галерей повсюду разная.

Наиболее интересный ДОТ находится именно в селе Кременище под №131 (координаты). Считается единственным сохранившимся цельнометаллическим ДОТом. Он хорошо сохранился и сегодня расчищен.

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Рядом с ДОТом установлен мемориальный знак, где указано, что все 11 бойцов, защищавшие здесь границы Киева в 1941 году, погибли.

Добраться до Кременища можно двумя путями: от метро «Лыбедская» до Круглика и пройти пешком, или отправиться прямиком на маршрутке до Кременища.

ДОТ №127 – самая живописная огневая точка

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

«Маршрут ДОТов» Вита-Почтовая – Ходосовка завершается наиболее живописной огневой точкой №127 (координаты).

Двухэтажный ДОТ типа «Б» расположен прям посреди пруда и он также более-менее неплохо сохранился. Был построен в 1930-1931 гг.

Кстати, недалеко от пруда в Ходосовке расположены еще два ДОТа типа «М»- №128 (координаты) и №129 (координаты).

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

Маршрут выходного дня: ДОТы Киевского укрепрайона

ДОТы Киевского укрепрайона: как добраться

Конечно же, каждый может самостоятельно проложить свой маршрут изучения ДОТов Киевского укрперайона. Советуем воспользоваться вот этими исследованиями. 

Добраться к основным огневым точкам южного участка труда не составит. До Виты-Почтовой можно доехать от метро «Лыбедская» или «Дружбы Народов» (к примеру, маршрутка №801). У трассы «словить» маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Также можно начать исследовать ДОТы от Ходосовки. Сюда едут маршрутки от метро «Выдубычи».