В Украине 22 февраля акциз для «евроблях» повысят в два раза. Коснется это тех, кто ввез машину как минимум три месяца назад. С конца прошлого года 125 тыс. владельцев «еврономеров» успели легализовать свои авто. Остальным придется либо после 22 февраля растамаживать по общим правилам, либо после 23 мая заплатить огромный штраф.

OBOZREVATEL разобрался, что ждет владельцев «евроблях» после 22 февраля.

Главное:

ПФУ получит от «евробляхеров» около 8 млрд грн, деньги потратят на пенсии;

после 22 февраля акциз на растаможку авто для тех, кто как минимум три месяца ездит на «еврономерах», повысят в два раза;

в мае «евробляхеров» начнут штрафовать на 170 тыс. грн;

большая часть авто на еврономерах остается нерастаможенной.

Последние дни льготной растаможки: кто не успел, тот опоздал
Итог №1: большинство машин остались нерастаможенными. Льготная растаможка «евроблях» подходит к концу. Легализовать авто без украинской регистрации можно и после 22 февраля, но уже по новой цене, с учетом повышения акциза в два раза. Большинство тех, кто планировали растаможку своих «евроблях», уже это сделали. Остальные либо не успели собрать все документы, избавились от авто, или ждут мая. Тогда будет понятно, действительно ли полиция ужесточит проверки, или, как и раньше, можно будет безнаказанно кататься на авто с литовскими, польскими номерами.

Что и как меняется:

25 ноября 2018-го – вступил в силу новый порядок растаможки (разрешили легализовать все авто, даже те, что не соответствуют евростандартам);

22 февраля 2019-го – ставки акциза на растаможку увеличат в два раза;

23 мая 2019-го – водителей на «еврономерах» начнут останавливать на дорогах, штрафовать и забирать транспортные средства.

За период действия нового закона бюджет Украины получил 12,2 млрд грн за счет растаможки. Из них 7,7 млрд грн заплатили «евробляхеры», а еще 4,5 млрд грн – владельцы авто, которые впервые завезли их на территорию Украины и сразу же растаможили.

До момента вступления нового закона в силу в стране находилось около 600 тыс. авто на еврономерах. Растаможили всего около 125 тыс. Остальные 475 тыс. – те, кто авто вывезли и бросили за границей, спрятали «евробляхи» в гаражах или на свой страх и риск продолжают с нарушением закона ездить на нерастаможенном авто.

То есть проблему «евроблях» на данный момент решили в лучшем случае наполовину. Теперь же все будет зависеть от того, действительно ли в мае полиция начнет наказывать тех, кто проигнорировал нововведения.

Проблема в том, что некоторые завозили машины за $1-2 тыс. и у них действительно нет денег на то, чтобы столько же заплатить за растаможку. «Завозили и авто представительского класса, и просто рухлядь. Вот у последних как раз просто нет денег на это. И какой смысл такой транспорт регистрировать, платить за растаможку? Легче избавиться и начать копить на нормальный автомобиль», – рассказывает брокер Михаил.

Итог №2: перегонщики расширили список своих услуг, а брокеры взвинтили цены. Налоговые брокеры получают лицензии и законно помогают украинцам оформить все документы и растаможить авто. Но если раньше их услуги обходились примерно в $100, сейчас, в результате резкого увеличения спроса, ценники подняли до $400.

«Те, кто на границе сидят, могут и $500 просить. Рынок у нас конкурентный. Просто оформить документы уже не работает. Нужно снимать с регистрации», – поясняет Михаил.

В интернете также можно найти брокеров, которые предоставляют полулегальные услуги. Например, обещают пройти границу без очередей, или с помощью баз данных правоохранителей найти того, на кого оформлена машина.

Полный перечень документов (техпаспорт, договор купли-продажи или генеральная доверенность, счет-фактура, справку о том, что авто снято с учета) есть только у каждого 5 владельца машины без украинской регистрации. Остальным приходится в первую очередь собрать полный пакет, а потом уже заниматься растаможкой.

Итог №3: пенсионеры получат 8 млрд грн. Деньги, которые соберут с «евробляхеров», которые ввезли авто на территорию Украины с 2015-го и до момента вступления закона №8487 (конец 2018-го), отправят в Пенсионный фонд. На данный момент это около 8 млрд грн. Для сравнения, это около 2% годового бюджета «на пенсии». Так, общий бюджет Пенсионного фонда на 2019 год составляет 398,1 млрд грн.

Учитывая, что уже в марте 2019-го пенсионные выплаты осовременят, эти деньги позволят удержаться от расширения дефицита. А он и без того составит 167 млрд грн. К слову, если все собранные с «евробляхеров» деньги разделить между пенсионерами, каждый мог бы получить примерно по 700 грн.

Чего ждать в мае: что будет со штрафами
«Закон уже прописан, опубликована уже и конкретная дата вступления в силу. Автомобиль на еврономерах может быть остановлен, полицейские будут проверять документы и в зависимости от количества дней «просрочки» срока выписывать штраф. За 30 дней – до 170 тысяч гривен», – объяснил автоюрист Егор Штокалов.

Еще несколько недель назад власти рассматривали возможность продлить льготный период растаможки. Соответствующий законопроект зарегистрировали в Раде, а в правительственных кабинетах считали, стоит ли это делать и как это повлияет на бюджет. Окончательное решение уже принято – период продлевать не будут.

Таким образом, до конца 22 февраля растаможить авто можно будет со скидкой 50%. С 23 февраля по 23 мая будет действовать общий режим растаможки – по полной ставке, предусмотренной в законе. Уже с 23 мая владельцы не растаможенных автомобилей будут платить штраф в 170 тыс. грн.

Какие штрафы вводят:

за вождение машины на еврономерах – 8 500 грн;

повторное за год вождение «евробляхи» – 17 000 грн и запрет на вождение в течение года;

если задержал растаможку на срок до 1 суток – 170 грн;

от 1 до 10 суток – 340 грн;

от 10 до 20 суток – 8 500 грн;

от 20 до 30 суток – 85 000 грн;

от 30 суток – 170 000 грн.

Те украинцы, которые не растаможили авто и продолжают на нем ездить, в любой момент могут быть остановлены полицейским и оштрафованы на 170 тыс. Тем, кто не нашел средства на оформление машины, дешевле прятать ее в гараже.